В музей сегодня, в науку – завтра
В рамках фестиваля «В музей сегодня, в науку – завтра» мы, группа учеников школы Кусто, посетили Санкт-Петербургский Государственный Университет.
Мы побывали в Музее при кафедре зоологии беспозвоночных.
Милая фотогеничная девушка Оля- аспирант кафедры – рассказала нам много интересного про морских беспозвоночных животных.
Покоренная нашим интересом, она открывала перед нами все щкафы, рассказывала разные истории, и мы чуть не опоздали на очень научную лекцию в Большой химической аудитории.
Нам рассказали, что эту аудиторию спроектировал сам Дмитрий Иванович Менделеев. Настоящий амфитеатр, старинная мебель, и над доской – Периодическая таблица, которую Менделеев составил для именно этой аудитории – ВНИМАНИЕ! – в 1876 году, то есть за три года до официальной даты открытия Периодического закона. (Мы в следующем году будем отмечать 150-летие открытия периодического закона Менделеева).
Сидя за партами амфитеатра, которому больше 120 лет, мы стойко прослушали историко – физико - биолого-химическую лекцию о древних монолитах бронзового века – дольменах и об их древних строителях, о виноградных улитках и о радионуклидах, изотопах, стронции, ацетилене и бензоле, которые помогают исследовать возраст костей из древних погребений. Мы узнали, что делать науку - это не только красиво рассказывать о результатах, но и работать плоскогубцами и лопатами, а где-то с пробирками и кислотами.
Лекция поразила одновременной простотой и сложностью. Простотой логики и сложностью терминологии. Но ведь термины – это слова, которые можно запомнить! И тогда занятие наукой представляется трудоемким, но заманчивым приключением с приятными бонусами в виде путешествий и интересных знакомств.
После лекции мы пришли в себя, оказавшись снова в музее беспозвоночных, где смогли теперь просмотреть всю коллекцию.
В соседней аудитории щли занятия, мимо ходили студенты с микроскопами, а Оля открывала шкаф за шкафом, удовлетворяя наше любопытство. Морские звезды, ежи, моллюски наутилусы и медузы – опасные и не очень, гигантские крабы и яркие бабочки, а главное – атмосфера классического университета со старинными шкафами, настольными лампами и различными приборами, эти истертые ступени и пороги, и совершенно особенный запах.
Над витринами и шкафами с портретов на стенах на нас смотрели сквозь пенсне профессора с бородками, которые были модны 150 лет назад. Этот храм науки - их вотчина, и, кажется, что без этого высокого присутствия атмосфера классического университета рассеется, как дым. Но она не рассеялась и после того, как мы оказались в университетском коридоре.
Мы покидали здание Двенадцати коллегий с удивительным чувством причастности к миру настоящей науки, очарованные им.