Среднее образование

вкл. .

Учимся по индивидуальным учебным планам

С 2007-08 учебного года в школе №4 имени Кусто профильное обучение проводится по Индивидуальным Учебным Планам (ИУП). Как мы к этому пришли? Почему уверены, что сможем так работать? Какие могут возникнуть проблемы и как их избежать? Нам кажется, что мы знаем ответы на эти и многие другие вопросы.

phoca thumb l uroky3

Нормативно-правовой основой обучения по индивидуальным учебным планам являются:

Ø      Федеральный Закон «Об образовании», который указывает, что «…Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения… Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта… регламентируется уставом данного образовательного учреждения»;

Ø      Концепция профильного обу4чения на третьей ступени общего образования;

Ø      Федеральный Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312);

Ø      Устав общеобразовательного учреждения.

Ø       Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 20.04.04 № 14-51-102/13» рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся»

   Под Индивидуальным Учебным Планом понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимися из учебного плана ОУ, составленного на основе Федерального базового учебного плана.

   Использование ИУП при профильном обучении позволяет реализовывать различные образовательные потребности обучающихся, их семей, работодателей, учреждений профессионального образования и общеобразовательных учреждений различных видов.

   Учебный план не задает жесткого выбора предметов для каждого из возможных направлений и профилей образования. Каждый ученик вправе самостоятельно указать интересующий его выбор учебных предметов (базовых, профильных, элективных) из числа предлагаемых школой в пределах допустимой учебной нагрузки. Такой подход позволяет каждому ученику формировать индивидуальный учебный план, практически свою строго индивидуализированную образовательную программу.

   Мы считаем, что индивидуальный учебный план выполняет несколько функций: во-первых, фиксирует совокупность учебных предметов (базовых, профильных, элективных), выбранных для освоения обучающимися и часы на их основе. Во-вторых, определяет профиль обучающегося, в-третьих, определяет конкретный образовательный результат, который должен достичь обучающийся к  окончанию школы. В-четвертых, ИУП позволяет старшему школьнику самоопределиться.

   Завучем школы Гайкович Э.Б. и педагогом- психологом Ганчуриной И.А. был разработан и утвержден в РЭС в 2007г элективный курс  «Создаю свой профиль» (16 ч) для девятого класса.

phoca thumb l gaikovich   phoca thumb l ganchurina

Курс «Создаю свой профиль» предназначен для оказания психолого-педагогической и профориентационной помощи в выборе будущей профессии, высшего учебного заведения для продолжения образования, и, как следствие, составления Индивидуального  Учебного Плана.

   В результате прохождения курса каждый ученик 9 класса составляет  свой личный Индивидуальный Учебный План (ИУП) для обучения в Профильной школе. Используется  скорректированный вариант компьютерной программы «ИУП-профиль», рекомендованной МО РФ.

   Необходимо отметить, что приведенный курс имеет модульный характер, и некоторые его темы могут быть изменены в приложении к конкретной школе. Так  как в нашей школе широко используется технология « Учебных фирм»,  дающая практический выход теоретическим знаниям при обучении экономике, и, поэтому  знакомство  с ними планируется на одном из уроков курса.

   Нужно также адаптировать этот курс к сегодняшним реалиям и познакомить детей с Порядком приема в ВУЗы  и Перечнем вступительных испытаний в ВУЗы в текущем году.

   Курс был апробирован в 2006/07 учебном году. Были составлены Индивидуальные Учебные планы для каждого выпускника 9 класса. По этим планам велось профильное обучение в 10 классе с 2007/08 уч.года.

  • Групповые и индивидуальные консультации для  учащихся- девятиклассников  и  их родителей.

phoca thumb l uroky1  phoca thumb l uroky2

Некоторые ученики уже после составления плана посещают Дни открытых дверей ВУЗов, советуются с родственниками и т.д., и понимают, что составленный ими план нуждается в корректировке. До конца учебного года ученик может внести изменения в составленный им ИУП. Нужно предусмотреть время для консультаций детей и родителей

2 этап- обработка данных и составление Учебного плана Профильной школы.

   На этом этапе (весной)  анализируются выбранные школьниками предметы, выясняется, количество учеников, выбравших определенный предмет для изучения на профильном уровне.  Если таких учеников менее 25, то в 10-11 классах профильный уровень предмета будет достигаться по разработанной в нашем коллективе схеме: базовый плюс элективный.

3 этап – составление расписания

   Это самый трудный этап, т.к. необходимо четко проанализировать возможности одновременной работы     нескольких учителей, ведущих элективные курсы, чтобы свести к минимуму  свободные уроки в расписании учеников. Такие уроки при  обучении по ИУП, несомненно, останутся, но важно, чтобы их было меньше, и чтобы ученики могли на этих часах заняться самоподготовкой, в том числе и с помощью обучающих или контролирующих знания компьютерных программ.

    При составлении учащихся, обучающихся по ИУП, можно отказаться от классов, взяв за основу, например, группы по иностранному языку или  предмет, изучаемый на профильном и базовом уровне, а можно за основу взять принцип минимизации свободных уроков.

4 этап - работа в режиме Профильной школы, основанной на ИУП.

   Такая работа  предполагает больший  объем деятельности классных руководителей, т. к. контролировать посещаемость и успеваемость сложнее, чем в традиционной школе. Электронные журналы и дневники помогают снять часть возникающих проблем.

   Необходимо предусмотреть и возможность изменения  ИУП учеником. Формирование плана в 9 классе не исключает  ошибок выбора профильных предметов, кроме того, ВУЗы меняют набор предметов, по которым при поступлении необходимо представить сертификаты ЕГЭ. Изменение ИУП проходит по заявлению родителей и с обязательной ликвидацией задолженности по  вновь назначенному предмету.

   В настоящее время уже два выпуска  прошли обучение по ИУП и мы с уверенностью можем сказать, что результаты ЕГЭ полностью подтверждают обоснованность принятого школой решения  - профильного обучения по Индивидуальным Учебным Планам, и выпускники  благодарны школе за предоставление такой  возможности.